Математический
анализ, или попросту матан. Самый "любимый" всеми студентами
предмет. Весь первый год обучения весь первый курс больше ничем не занимается,
кроме как подготовкой к постоянно проходящим тестам по этому предмету.
В читалке постоянные посетители - кучки первокурсников, бурно обсуждающих
способы решения пределов, дифференциалов и интегралов. Спасибо господину
Кострикину И.А., организовывающий "игры для взрослых" под названием Тест№1,
2, ..., n, которые держат в страхе всех поголовно. Известно, что студенты
по-настоящему учатся только на первых двух курсах (в лучшем случае); на
нашем факультете это происходит именно благодаря усилиям кафедры ММАЭ (всегда
собирающей толпы народа у своих дверей) и лично господина Кострикина И.А.,
с энтузиазмом подходящего к процессу обучения новоиспеченных студентов.
Вообще говоря, этот предмет возможно понять и выучить. Можно даже успешно
писать тесты, но только если исправно посещать все консультации. При подготовке
к экзамену в первую сессию станет ясно, что на лекции нужно было ходить
только для того, чтобы быть в курсе того, что придется читать и учить,
а что - нет, потому что все равно нужно будет обзавестись Фихтенгольцем
- самым лучшим учебником по этому предмету. Его будет вполне достаточно
в 2-х томах. Примерные варианты тестов и экзаменов лектор раздает сам,
поэтому нет никакой необходимости размещать их здесь. Этих вариантов вполне
достаточно, т.к. они дают полную картину того, что будет на тесте или экзамене.
Кстати, если вам этот предмет не дается, то на втором курсе лучше не выбирать
математические Микро-II и Макро-II: будет очень тяжело.
Вам очень повезет, если семинары по матану у вас будет вести Малугин
В.А., и не очень - если Любкин А.А. Почему и как с этим справиться, смотрите
в разделе "Характеристики" каждого из этих
преподавателей.
Еще один совет: долго подумайте перед тем, как идти на аппеляцию, т.к.
господин Кострикин И.А. ошибается очень редко (разве что сумма плюсиков
может оказаться неверной, что иногда все-таки случается), а вот студент
- часто. С аппеляции гораздо чаще возвращаются с понижением баллов, а не
наоборот.
Вернуться к оглавлению
Линейная алгебра,
или линейка. Именно на этот предмет на первом курсе ходило меньше всего
народу (по крайней мере на 1 потоке, где читал Оревков Ю.П.): мало того,
что его понять трудно, так его еще и читали плохо (почему - смотрите в
характеристиках Оревкова Ю.П.). Сенченко Д.В. написала неплохую методичку
по этому предмету; её можно считать единственным источником информации
(помимо семинаров), хотя охватывает она и несь курс. Но, как известно,
на безрыбье и рак - щука. На экзамене в конце 1-го курса Оревков Ю.П. разрешил
пользоваться любой литературой, а это главный признак того, что никакая
литература не поможет. Так что на экзамене все дружно списывают у каких-либо
асов этой непонятной науки.
Кстати, операции с матрицами лучше все-таки разобрать, т.к. все равно
придется это понять и выучить на исследовании операций и других предметах.
Вернуться к оглавлению
Экономическая история,
или ИНХ (история народного хозяйства). Необыкновенное оживление
и веселье стоит всегда на лекциях у Платонова Д.Н. Действительно, туда
студенты ходят скорее поразвлечься, чем внимательно послушать, т.к. распечатки
лекций у всех есть. Здесь вам предлагаем один из вариантов курса лекций
за 1 семестр (inh1.zip, 58 kb) и шпорку для
2-го семестра (inh2.zip, 14 kb). На семинарах
дают список литературы, а самый подходящий (на наш взгляд) базовый учебник
- Жамина и Полянского. Дроздов В.В, читающий 2 семестр очень сильно контрастирует
с Платоновым Д.Н.: нечасто удается услышать такое четкое и доступное изложение
материала любой сложности.
Вернуться к оглавлению
Экономическая география.
Читается тремя лекторами, из которых надо выделить Зубаревич Н.В. Быстро,
четко и все время с юмором: она пользуется популярностью у студентов. Для
докладов придется достать специальные материалы. А тесты, ориентированные
на эти материалы, действительно заставят писать за 10 минут. Кстати, все
коэффициенты пригодятся на демографии, так что лучше в них разобраться.
Вернуться к оглавлению
Информатика.
В первом семестре изучения - MS Office. Там все понятно, а вот второй семестр
- программирование. Ясно, что основная часть студентов вообще ничего не
понимает, поэтому на экзамене списывают откуда можно. Кто лучше спишет,
тот лучше оценку и получит. Работа в семестре никак не учитывается, так
что можно не напрягаться. Обидно, однако, когда люди, разбирающиеся в программировании
получают оценки ниже, чем те, кто не знает, с какой стороны включить компьютер.
Такое случается, а преподам по фигу: главное - правильно списать. Кстати,
на эти лекции почти никто не ходит все два семестра. Да и зачем?
Предлагаем курс лекций по информатике (informat.zip,
134 kb).
Вернуться к оглавлению
Экономика зарубежных стран,
или ЭЗС. Почти во всех группах сплошная халява. Ну и правда, здесь ничего
особенно сложного нет, и если делать вовремя доклады, то проблем с оценкой
не будет. Предлагаем шпоры к экзамену (ezs.zip,
42 kb).
Вернуться к оглавлению
Теория вероятностей,
или тервер. Начинатеся все очень мило - с подбрасывания монеток, а потом...
понеслось. На лекции лучше ходить, читают их Фадеева (чуть лучше) или Сенченко
Д.В. (чуть хуже). Чтобы как следует догнаться, нужно взять в библиотеке
(если хватит экземпляров) Гмурмана (учебник и задачник; обе книжки полезны).
Там все очень четко и подробно объяснено, причем с самых азов. Главное
в самом начале не запустить, потому что в следующем семестре идет Матстат,
который собственно на тервере и матане основывается.
Для тех, кто интересуется математическими методами настоятельно рекомендуем
приобрести огромный учебник С.А.Айвазяна и В.С.Мхитаряна "Прикладная
статистика и основы эконометрики". Вот это действительно стоящий учебник,
который пригодится на тервере, матстате, эконометрике, а главное на многомерном
статистическом анализе (здесь все равно купить его придется). Он сложный,
сначала ничего понятного не будет. Гмурман - просто развлекательное чтение
на ночь по сравнению с этим учебником. Зато со временем пригодится, и все
прояснится.
Вернуться к оглавлению
Статистика.
Нудно, конечно, это все считать, а особенно учить, но лучше этим все-таки
заняться, т.к. экономист прежде всего и по крайней мере должен умело оперировать
статистической информацией, чтобы вешать лапшу на уши зрителям с экранов
телевизора и самому не быть облапошенным таким же хитрецом. Что касается
экзамена и контрольных работ, то статисты, конечно, выдумали непростые
критерии итоговой оценки. Из литературы учебника Громыко Г.Л. будет вполне
достаточно в дополнении к материалам на семинарах. Для стимулирования посещаемости
лекций на них периодически проводятся контрольные работы.
Вернуться к оглавлению
Математическая статистика,
или матстат. Здесь надо продолжать читать Гмурмана (которого со времен
тервера лучше было не сдавать).
Вернуться к оглавлению
История экономических учений,
или ИЭУ. К семинарам придется долго и нудно готовиться, особенно если семинаристкой
будет Сперанская Л.Н. Придется понабрать в библиотеке все части "Истории
экономических учений" под ред. Худокормова и "Всемирной истории экономической
мысли" (ВИЭМ). На всех не хватит, так что стоит поторопиться, т.к. докладов
без них не написать (ну разве что списать). К докладу по Ф.Кенэ очень рекомендуем
одноименную книжку Дроздова В.В. (который читал второй семестр ИНХа): как
и лекции, эта его книжка написана хорошим языком. Предлагаем курс лекций
(ieu.zip, 91 kb).
Вернуться к оглавлению
Демография.
Куча формул из курса Экономической географии; несколько обязательных работ,
которые надо выполнить в Excel'e. А в остальном предмет головной боли не
принесет. Лекции скушные, да и в основном бесполезные, а на семинарах добрая
половина студентов раскладывает пасьянс на компьютерах.
Вернуться к оглавлению
Исследование операций-I,
или исслоп. Один удачный учебник Черемныха "Линейное программирование"
охватывает не весь курс, так что придется ходить на лекции. Одно удовольствие
- читает их Кострикин И.А., значит будет все понятнее, чем у кого-нибудь
еще. Как всегда консультаций и вариантов тестов будет достаточно для подготовки.
Несложный предмет (по меркам кафедры ММАЭ), если совсем не бездельничать
на лекциях и семинарах.
Вернуться к оглавлению
Эконометрика,
или ЭКМ. Курс читается два семестра: первый с семинарами, второй - без.
У тех, кто параллельно ходит на многомерный статистический анализ, особых
проблем не будет, остальным же придется нелегко. На семинарах в первом
семестре все-таки как-то удается разобраться, а о чем собственно идет речь,
зато второй семестр пролетает мимо с тремя остановками: два теста и экзамен.
Лукаш Е.Н., читающий курс в своей манере (разговор с человеком, понимающим
математику не хуже его самого) будет дезинформировать студентов, что первые
два теста сыграют какую-то роль. Нет, они никак не повлияют на итоговую
оценка, т.к. последняя будет складываться исключительно из экзамена, который
у кого-то придется списывать, т.к. студентов, способных решить хотя бы
70% заданий, оказывается всегда очень немного. Списать-то можно, но некогда,
т.к. все решить просто не успеваешь ни ты, ни тот, у кого списываешь.
Вернуться к оглавлению
Международная экономика,
или МЭ. Здесь сразу надо пытаться получить в библиотеке Линдерта, т.к.
его как всегда на всех не хватит, а без этого учебника вообще никак не
обойтись. Будут рекомендовать и другие, они потребуюится лишь в 10-20%
случаях. Лекции почти слово в слово читаются по Линдерту, так что счастливые
обладатели Линдерта на них могут не ходить. А остальным придется мучиться
в читалке, чтобы хоть как-то подготовиться к семинарам. Повезет, если семинаристкой
будет Мазурова Е.К.
Вернуться к оглавлению
Экономика фирмы.
Читается практически всеми преподавателями кафедры, а это вносит некоторое
разнообразие, особенно если каждый третий там - член Совета Директоров
какой-нибудь голубой фишки. Всегда поднимается настроение, когда слушаешь
лекции Иващенко Н.П., потому что постоянная жизнерадостность передается
каждому студенту; так что к ней можно ходить в тяжелые минуты глубокой
депрессии. Берлин А.Д. прочитает всего 3 лекции, которые обязательно стоит
послушать, но для этого ни в коем случае нельзя опаздывать, т.к. после
него в аудиторию уже никто не заходит. Предмет во многом синтезирует знания
из других курсов, так что иногда будет скушно, особенно с бесчиленными
классификациями. Несмотря на то, что семинаристы уверяют, что работа в
семестре имеет огромное значение, это не так. Критерии итоговый оценки
таковы, что как ни учись в течение семестра, получишь все равно то, на
что напишешь экзамен. Одна ошибка - 4, две ошибки - 3, ну а далее все и
так понятно. Совсем несправедливо. Приходится списывать.
Вернуться к оглавлению
Экономика труда,
или просто труд. Лекции тоже читаются почти всеми сотрудниками кафедры.
Безумное количество моделей почти в каждой теме не оставляют надежды все
это запомнить, так что опять же приходится списывать. Обязательный реферат
лучше сдать вовремя, т.к. (как и обещают преподаватели) за каждый день
просрочки будут снижаться баллы. Все в библиотеке возьмут пособие Рощина
и Разумовой, т.к. без него и ни туда, и ни сюда. Причем авторов ОДНОГО
пособия лучше знать в лицо, т.к. очень смешно слышать, как госпожа Разумова
рассказывает коллеге: "Стою в очереди в буфете, а прямо передо мной один
студент говорит другому, что уже взял в библиотеке Разумову, а вот Рощина
еще надо достать". Кучу дополнительной литературы не прочитает никто, как
бы настоятельно ее не рекомендовали. На этом предмете придется вспомнить,
как отвечать на 10 тестовых вопросов за 7 минут (как это было на экономгеографии).
Вернуться к оглавлению
Экономика общественного
сектора, или обсек. Курс во многом синтезирует знания из других
предметов, так что ничего сложного. Пригодятся оба рекомендованных учебника:
Жильцов и Якобсон. Главное - работа в семестре, т.к. экзамен все и так
хорошо напишут (если шпоры подготовят). Все преподаватели лояльны, им этим
и надо отвечать; чтоб все по-честному было.
Вернуться к оглавлению
Теория игр, или
тигр. В целом, впечатления от тигра те же, что и от исслопа-I. Разве что
здесь семинаров нет, так что придется с жадностью поглощать информацию
на лекциях. Удачного учебника нет вообще. По-прежнему тесты, консультации,
Кострикин И.А.
Вернуться к оглавлению
Теоретический анализ экономической
системы, или ТАЭС (по выбору). Это для тех, кто не выбрал матан.
Весь первый семестр идет К.Маркс, а его в библиотеке хватит на всех, разве
что сил донести до дома не у всех хватит. В этом предмете можно найти свою
прелесть даже не читая Маркса. Однако любой экономист, чтобы хвалить или
ругать Маркса, да и вообще, чтобы называться экономистом, должен прочитать
хотя бы "Капитал". Ну... приличия ради. На самом деле, это интересно.
Вернуться к оглавлению
Многомерный статистический
анализ, или многостат, или МСА (по выбору). Это самый интересный
предмет на экономфаке МГУ. О нем уже много было сказано. А главное то,
что его читает легенда экономического факультета - Айвазян С.А. Такой сложный
предмет так предельно четко и ясно может изложить только действительно
выдающийся преподаватель. Зря этот предмет сделали по выбору. Только на
нем приходит полное понимание того, зачем математику учат в школе и 2 года
на экономфаке МГУ, для чего нужны функции и как они задаются. Так что те,
кто на него не пойдут, так и не поймут, что же такое математика. Вот здесь
действительно научат прикладывать математику к экономике, да и вообще к
чему угодно. Замечательный семинарист Мхитарян В.С. Учебник, как и говорилось,
Айвазяна и Мхитаряна "Прикладная статистика и основы эконометрики", а еще
лучше купить "Практикум по прикладной статистике и эконометрике" тех же
авторов.
Вернуться к оглавлению
Теория экономического развития,
или ТЭР (по выбору). Читать придется толмут Тодаро, да и списывать с него.
Никаких проблем. Доклады и все такое...
Вернуться к оглавлению
Исслоп-II (по
выбору). Читает Оревков Ю.П., и этим все сказано: он все знает,
но плохо объясняет. Так что тем, кто любит заниматься самостоятельно можно
порекомендовать этот предмет. Применение математических компьютерных программ
для анализа матриц. Эх! Вот бы эти программы, да в Линейную алгебру, а
то там все было вручную.
Вернуться к оглавлению
Финансовые рынки,
или финрынки. Хорошо читает весь курс Байдина О.С.: очень четко, понятно
и быстро; так быстро, что рука устает; так много, что либо бумага закончится,
либо ручка. И все равно мало. Есть хороший учебник, выпущенный в РЭА им.
Плеханова (купить можно в Олимпийском) "Рынок ценных бумаг" под ред. Галановой
и Басовой. Этого будет достаточно. Не самый простой экзаменационный тест
несложно пишется общими усилиями.
Вернуться к оглавлению
Бухучет, анализ и аудит.
Курс разделен следующим образом: на лекциях читается анализ и аудит, на
семинарах - бухучет. Сдавать придется все вместе. Лекции практически целиком
читаются по "Финансовому анализу" Шеремета. Без семинарских занятий и методички
Поляковой, Соловьевой, Старовойтовой "Бухгалтерский учет" не обойтись.
Такое дело, конечно, надо на практике проходить, да и 1С не плохо было
бы показать. Повезет, если семинары будет вести Старовойтова Е.В. Предлагаем
курс лекций (пригодится как шпаргалки: buhuchet.zip,
74 kb)
Вернуться к оглавлению
Экономика природопользования.
Кафедра придумала веселую вещь: игру экономическую. Туда важно ходить и
делать вид, что ты что-то решаешь и делаешь. Изначально оглашаются одни
критерии, по которым страна считается победительницей, а потом при разборе
полетов оказывается, что некоторые вещи преподаватели утаили.
Лекции и семинары элементарные: чуток знаний из экономгеографии и просмотра
телевизора. Доклады по желанию. Экзамен все пишут "удивительно" одинаково.
Вернуться к оглавлению
Менеджмент.
Только семинары. Можно иногда почитывать один из трех рекомендованных учебников,
принимать активное участие в обсуждениях (или делать вид). Тогда успех
гарантирован.
Вернуться к оглавлению
Экономическая кибернетика.
Для 3-го курса что-то странное: только лекции и только экзамен безо всяких
образцов или тестов. Суть и логика улавливается с трудом. Никто из нас
не смог понять, зачем это было нужно. Может кто объяснит???
Вернуться к оглавлению